Награды и креативные агентства
Одни мои друзья, которых я очень уважаю и которые прошли определенный путь становления в агентстве, недавно выиграли огромное количество наград на одном из конкурсов. Я их от души поздравляю. Их работы по-настоящему сильные. Они вышли из зала, и как следует отпраздновали. И это прекрасно.
Но, зная этих людей и остальную команду в моем креативном агентстве, которая тоже буквально накануне получила целую груду на другом конкурсе, могу с уверенностью сказать, что их преданность работе настолько сильна, что они фактически празднуют ее каждый день. Мы все знали, что их проекты были хорошими. Мы знали, что 107 заголовков были написаны специально для того, чтобы осталось всего пять, дошедших до клиента, из них только три утвержденных, благодаря которым, в общем-то, и был выигран конкурс. Мы знали, сколько макетов было создано для проекта, и сколько неиспользованных изображений так и осталось лежать на нашем лайтбоксе.
А еще планирование, основанное на нескончаемом потоке селекторных совещаний, встреч с клиентами и полуночных имейлов. И дело вовсе не в праздновании очередной награды. Сам факт, что идеи рождаются целостными, несмотря на всю суету процесса, уже достоин празднования. Люди, которые по-настоящему любят свое ремесло, то, что они делают, отмечают каждый день своей работы. Мы оплакиваем идеи, которые клиенты заворачивают на встречах, и с еще большим сожалением прощаемся с идеями, которые клиенту понравились, но на момент воплощения приобрели более «мягкую» форму и стали мало напоминать первоначальную задумку. И все это не имеет никакого отношения к снисходительному кивку от членов жюри Большого Фестиваля.
Сейчас существует огромное количество фестивалей. И примерно такое же количество наград. Я не знаю, сколько награждений сопровождается официальным показом, вести учет просто невозможно. В молодости я коллекционировал книги. Попробуйте заняться этим сейчас. Их – бесчисленное количество. Когда издание книг сойдет на нет, все, что будет выходить из полиграфического пресса, – это каталоги конкурсов и официальных показов.
А пока мы составляем списки тех наград, которые получили, и ставим их на полку в вестибюле или конференц-зале. Или, как поступают в некоторых агентствах, в том числе в креативных агентствах Москвы, перемещаем их из комнаты в комнату по всему офису, словно они мусор, который всем мешает, но выбросить жалко. Мне вообще кажется, что так делает большинство.
Если вам достался «Карандаш» (имеется в виду Yellow Pencils D&AD) или вы отхватили «Льва» (Каннские Львы), это круто. Но что вы делаете, например, с наградой за достижения в узкой и никому не интересной области B2B? Вы будете ею хвастаться? Я думаю, что если бы я такую получил, я бы хвастался. Но значит ли она так же много потом, как после вечера торжественных вручений? Я не знаю.
Несколько лет назад, когда я работал в агентстве, балансирующем на грани закрытия, нас наградили в номинации «Лучший проект», на одном из местных конкурсов. А мы как раз провели сокращение – последнее перед тем, как разбежаться в разные стороны. Вечером, когда мы праздновали победу, я думал, что, возможно, нам только что удалось спасти агентство, cохранить рабочие места. Люди узнают о нашем триумфе, клиенты будут звонить.
Но знаете что? Никто не позвонил. Никакой награды от агентства мы не дождались. Оно продержалось еще несколько месяцев перед тем как окончательно закрыться. Но опять же, я могу сказать, что никто не расстроился. Мы хорошо поработали, и команда, которая по-прежнему была командой, по крайней мере, гордилась тем, что продержалась до самого конца, вместе борясь за выживание.
Имела ли большее значение та награда из-за того, что судьям, которых я не знаю, понравилась какая-то из наших работ? Стала ли лучше наша работа после их признания? Ведь она уже была внесена в портфолио нашего агентства, и наши личные. И она там есть до сих пор. Я не думаю, что кто-то за пределами Феникса даже при наличии потрясающей памяти запомнит, что работа что-то там выиграла. На моем сайте, например, об этом не рассказываю. Я не думаю, что если я скажу одному CD-диску, что он нравится другому CD-диску, то это сделает его лучше или более эффективным. Неужели именно тот факт, что реклама бургера получила «Карандаш», побудит кого-то купить этот самый бургер?
Я, чего греха таить, завидую тем, кто гребёт награды год за годом. Ну, я завидую не самим наградам, конечно, а тому профессионализму, которым эти награды зарабатываются. И еще, безусловно, их умению и способностям. На самом деле, я завидую тому, что они являются авторами вещей, которые меня глубоко впечатлили.
Ну и еще, возможно, я немного завидую, потому что им пришлось слетать на неделю в Париж, чтобы получить свой приз. Да, я это признаю. И в следующем году тоже подам заявку на участие.
Адам Пиерно,
Креативный директор Partners + Napier,
Перевела Екатерина Глоба TAG. CREATIVE
Послесловие.
Почему мы решили опубликовать эту статью?
По моемому мнению, в плане фестивалей у рекламщиков в голове – большая путаница! Когда спрашиваешь у молодых арт-директоров и копирайтеров зачем вам фестивали, часто получаешь такой ответ: ” Это престижно, это круто!”
Хотя ответ должен быть простым. Это поможет мне поднять себе ЗП, попасть на работу в агентство, которое я хочу. ВСЕ! Остальное лишь мешает, тяжело работать с креативщиками с раздутым чувством собственного достоинства.
Для рекламных агентств фестивали выполняют две простые вещи
1) Это пиар-повод, лишний раз напомнить о себе. Поэтому небольшие фестивали, которые не дадут пиар-повода – бессмысленны.
2) Это хороший способ нанять за небольшую зарплату молодых и амбициозных креативщиков, которые мечтают о больших наградах. Ведь для многих творческих людей признание стоит на первом месте, а деньги на втором. И работа в агентстве с наградами, это шанс попасть на пьедестал.
Что касается клиентов, то для них гораздо важнее финансовые показатели рекламной кампании, чем медальки и дипломы. И часто награды их только пугают.
Буду рад услышать ваше мнение.
Спасибо
Евгений Данилов.
Креативный директор TAG.CREATIVE