TAG.CREATIVE BLOG
  • Главная
  • Портфолио
  • БЛОГ
  • контакты

Эффект Даннига-Крюгера в рекламе

September 14, 2012 by TAG.CREATIVE Leave a Comment

Было ли у вас когда-нибудь такое, что вы начинали чем-то увлекаться, будь то шахматы, покер, футбол или что-то другое?Вдруг у вас начало это получаться, и, набив руку, вы с друзьями стали подумывать о том, чтобы попробовать себя на более высоком уровне. И, бах – абсолютный провал!)
Что такое эффект Даннига-Крюгера?

 

Эффект Даннинга-Крюгера — это вид самообмана человека, связанного с низкой квалификацией, при которой он чувствует уверенность в собственной компетентности и уровне. Вследствие этого эффекта необразованные люди склонны ощущать свое превосходство и пренебрегать чужими мнениями, оценивая свои собственные способности выше средних, в то же время как высокообразованные люди могут недооценивать свои способности и ощущать при этом собственную неполноценность.

Проявление этого эффекта в профессиональной среде приводит к ситуациям, когда наименее компетентные специалисты значимо переоценивают собственные способности и, вследствие этого, чувствуют себя уверенно, а фактическая высокая компетенция специалистов снижает их уверенность в себе.

Психологам давно известно, что средний человек оценивает свои способности выше среднего значения. Опрос инженеров одной компании показал, что 42% опрошенных считало себя среди 5% лучших. Люди пожилого возраста часто говорят, что они управляют авто лучше среднего водителя (тогда как статистика дорожных происшествий свидетельствует об обратном).

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
1. они склонны переоценивать собственные умения;
2. они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
3. они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;
4. в случае, если уровень этих умений удаётся значительно повысить, у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности.

Мне кажется, что рекламная индустрия – это просто кладезь примеров для исследования данного эффекта.

 

Эффект Даннинга-Крюгера у креативщиков

Процесс становления от новичка до джуниор арт-директора или копирайтера занимает в лучшем случае 1,5-2 года. Это время, когда идеи из полного бреда и оторванности от действительности начинают напоминать что-то внятное. Когда уже что-то можно показать клиенту.
Еще через 3 года человек становится уже Синьором, появляется опыт, осознанность, глубина идей. И так далее. Причем это время упорной работы. Эффект Даннинга-Крюгера проявляется сильнее всего, когда вы уже переходите от новичка к любителю и воображаете, что с той же скоростью станете специалистом, а потом и профессионалом. Когда вы входите в свой первый шорт лист или реализуете свою первую кампанию, кажется, что Каннские Львы не за горами и съемки с огромными бюджетами в Лос-Анжелесе тоже близко. К сожалению, прохождение каждого следующего этапа занимает больше времени, чем предыдущего. К примеру, у меня был подобный эффект, когда я выиграл Eurobest в Амстердаме и перебрался в Москву. В этот момент как раз происходил мой переход из любителя в профессионалы. Но мне тогда казалось, что я уже готов в одиночку делать серьезные кампании. Именно поэтому этот год был очень стрессовым, полный неудач и осознаний.

 

Эффект Даннинга-Крюгера у клиентов

Чаще всего этим страдают те компании, где основное решение по маркетинговой активности принимает директор компании, а маркетинговый директор выступает лишь в роли советника. CEO чисто физически не может быть полностью компетентен в вопросах рекламы и понимать все особенности и процессы.
Также очень сложно работать с джуниор бренд-менеджерами. Большие амбиции и отсутствие должного опыта не позволяют им увидеть всю картинку целиком и разобраться в деталях. Они часто с благими целями и желанием добиться высоких результатов стараются выжать из агентства по максимуму,  получается сотрудничество на уровне  заказчик-исполнитель.

Приятнее всего работать с синьор бренд-менеджерами и директорами по маркетингу. Они тертые камни, у них был опыт как удачных, так и неудачных кампаний, объективность и отсутствие иллюзий, а главное – желание сотрудничать на уровне партнер – партнер.

 

Нужно понимать, что амбиции – это очень хорошо, но только, если они обоснованы собственным опытом и пониманиием процессов. Давайте больше работать, ошибаться и становиться професионалами.

Евгений Данилов

Creative Director

TAG. CREATIVE 

 

P. S.

Однажды к Платону, пришли его верные ученики с такими словами:

-Ты наш учитель, мы тебе верим и всегда слушаем тебя, ты многому научил нас. Но мы никак не можем понять твоих сомнений, мы уверены в себе и в окружающем, не можем видеть, как ты постоянно сомневаешься. Мы твои ученики, хотим понять тебя.

На что Платон им ответил так:

-Вот смотрите, – он взял палочку и нарисовал на песке круг.

-Круг это ваши знания – рядом нарисовал круг намного больше, гараздо больше.

-А этот большой круг- мои знания. Как вы видите, граница моих знаний с неизвестностью намного протяженнее чем у вас…

Креативное рекламное агентство TAG.CREATIVE

Тел: +7 (499) 347-41-86

Share

Related Post

Свой стиль – вот, что вам нужно в рекламе...
Реклама, которая предсказывает будущее...
Пушистые съемки
По Мотивам игры российской сборной на Евро 2012...
Posted in: Uncategorized Tagged: tag.creative, для рекламиста, Интересное, Статьи, шутки

Copyright © 2023 TAG.CREATIVE BLOG.