TAG.CREATIVE BLOG
  • Главная
  • Портфолио
  • БЛОГ
  • контакты

Мы получаем рекламу, которую заслуживаем. Эволюция рекламы. Эволюция креатива

July 5, 2012 by TAG.CREATIVE Leave a Comment

Реклама, как отражение своей эпохи

Мы живем в эпоху, пережившую бум цифрового общения. И пусть обилие платформ и каналов коммуникации все еще вызывает у нас чувство смятения, рекламным специалистам вскоре предстоит задуматься, какой будет реклама будущего.

Креативность, как способность превращать вопросы в утверждения, должна приспосабливаться к современному миру, чтобы выжить. Задача современных рекламщиков – развить свои креативные способности, а не просто расширить сферу их применения.

Проще говоря, если каждая эпоха получает ту рекламу, которую она заслуживает, то какую рекламу заслуживает наша эпоха? 

 

«Товарный» Креатив

Послевоенный экономический бум 50-х годов в США вызвал массовое распространение товаров народного потребления и резкое увеличение возможности выбора. Это означало, что парням из рекламы пришлось немало попотеть, чтобы дифференцировать бренды друг от друга. Дифференциация также оказала давление на производителей, подталкивая их к постоянным инновациям. А необходимость оповещать потребителей о данных инновациях привела к рождению «товарного» креатива. Корифеи той эпохи были совершенно разными по стилю. На одном полюсе располагался Дэвид Огилви, стремившийся подогнать креатив под свои правила и наблюдения. Полярно противоположным Огилви был Билл Бернбах, основатель «революции», который хотел, чтобы креатив был свободным продуктом интуиции.  Тем не менее, несмотря на это принципиальное различие, оба были полностью согласны с тем, что финальным предметом творчества являются продажи товара.

Знаменитое выражение Бернбаха «Магия заключена в самом продукте» могло родиться на устах Огилви,  а совет Огилви «Вы должны верить в свой продукт» мог принадлежать Бернбаху. Вспомните  «Lemon» для Volkswagen или «Clock» для Rolls Royce, и вы увидите, что я имею в виду. «Товарный» креатив все еще весьма жив и здоров, и большое количество рекламы попадает именно под эту категорию.

 

«Lemon» для Volkswagen

 

 

«Clock» для Rolls Royce

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Потребительский» Креатив

 

В своей основополагающей статье «Близорукость Маркетинга» Теодор Левитт описал общепринятую сегодня мысль о том, что бизнес должен фокусироваться на своем потребителе, а не на самом себе. И хотя Левитт опубликовал  свою статью в 1960 году, ее полное влияние на рекламу дало о себе знать лишь в семидесятых. В то время наблюдался значительный рост отделов по маркетингу , происходит признание их важной роли в бизнесе. Маркетинговые исследования стали одним из основных инструментов, которыми стали пользоваться обновленные отделы маркетинга в процессе создания рекламы. Наиболее важным стало открытие того, что мотивы потребителей к совершению покупки были намного менее рациональным и гораздо более эмоциональными, чем считалось ранее. Это привело к смещению рекламных акцентов: от функциональных особенностей продукта к ощущениям, которые вызывает определенный бренд. Стало принято считать, что продукт можно имитировать, в то время как бренд скопировать невозможно. Так, ключевым фактором в рекламе стало описание чувств, возникающих у потребителя при контакте с определенным брендом. Одним из самых ранних и известных примеров «потребительского» креатива является ролик Coca-Cola “Hilltop” 1971 года.  История его создания такова: Сидя в аэропорту в ожидании задержанного рейса, Билл Бэкер из McCann Erickson увидел, как его попутчики вместе пьют Coca-Cola. В этот момент он осознал, что суть бренда Coca-Cola заключается не в самом продукте, а в человеческих отношениях.

 

 

Coca-Cola “Hilltop”

 

Восьмидесятые. Креатив под знаком ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

В 1980-х годах сформировалась третья школа креатива, основанная на понятии «позиционирования». Она возникла в ответ на цинизм потребителей и гам, царящий в средствах массовой информации. Потребители стали более искушенными, привыкли использовать маркетинговый жаргон в ходе фокус-групп и, как правило, подвергали скепсису претензии рекламодателей. Они также научились мысленно отсеивать бесконечный поток рекламных сообщений. Позиционирование – понятие, сформулированное Райсом и Траутом, стало мантрой маркетинга 80-х. Его основная идея состояла в том, что бренд выстраивают не в вакууме, а с учетом прямых и косвенных конкурентов. Позиционирование казалось ответом на все проблемы нового времени: от хаоса, царившего в СМИ, до потребительского цинизма. Огромной ценностью стало отличие от остальных. Наиболее характерными особенностями рекламы, созданной в рамках данного направления стали дерзкий креатив, нарушающий конвенции любой рыночной категории и эффект неожиданности. Знаковым для этого направления стал эпический ролик «1984» бренда Apple. Высшая точка развития этой школы пришлась на эпоху интернет-революции конца 1990-х годов, когда сотни новых и часто непосредственно конкурирующих брендов были запущены в одночасье.

 

Apple

 

 

Нет сомнений, что все три школы рекламного креатива до сих пор живы и что креативщики все еще находятся в поиске Cвятого Грааля той Идеи, что родится на пересечении всех трех направлений. И в редких случаях, им удается его найти. Реклама Apple «I am Maс» является хорошим примером кампании, которая умудряется сочетать в себе достоинства всех трех школ.

Но времена изменились. Как и прежде, понадобится время, чтобы изменения вступили в полную силу, но уже сегодня очевидны определенные знаки.

 

 «I am Maс»

 

 

Что происходит сейчас?

Цифровая революция глубинным образом изменила процесс совершения покупок и сбора информации о продуктах и услугах. Потребители все больше изучают товары, сравнивают цены, узнают мнения других пользователей, а также просят совета у друзей на каждом этапе процесса покупки (иногда даже при совершении покупки в физических, не интернет – магазинах). Последствия этих процессов оказывают весьма глубокое влияние на работу маркетологов. Появляются новые источники достоверной информации, все больше и больше контента создают сами пользователи. Общение между потребителем и компанией переходит от одностороннего к разнонаправленному, включая прямое общение между потребителями. Сайты социальных сетей начинают играть роль общества защитников прав потребителей и заменяют традиционные источники информации. Теперь потребители больше знают, больше общаются и менее подвержены убеждению. Обилие информации изменяет процесс общения и теперь каждый одновременно – и отправитель, и получатель. Сила убеждения  уступает свое место силе позитивной пропаганды.

Сейчас формируется новое сознание потребителя. Мы подходим к процессу выбора более тщательно, но конкретные решения остаются весьма личными. Они контекстно-зависимы и отражают наше состояние в каждый конкретный момент и период нашей жизни.

 

 

«Популистский»  Креатив

В нашу эпоху мы больше не можем относиться к людям как потребителям. Определение “потребитель” предполагает, что человек готов и в состоянии потреблять, а все мы знаем, что это не так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настали другие времена. Коммерческие связи больше не следуют старой модели, при которой информация поступает от отправителя к получателю. Мы больше не адресуем свои коммерческие предложения пассивной аудитории. Законы новой маркетинговой экосистемы требуют, чтобы мы прислушивались к коммуникации, в которую включены наши клиенты, уступая им контроль, чтобы вновь завоевать их. Люди образуют аудиторию и используют ваши продукты, бренды, иконографию, слоганы, ваши товарные знаки, дизайн и престиж так, как если бы они принадлежали им. Теперь, когда каждый одновременно – отправитель и получатель – мы должны понимать поведение аудитории, чтобы завоевать ее внимание и пригласить ее в мир нашего бренда. Коммерческая коммуникация приобрела форму беседы, и бренды отныне играют роль модераторов, а не ораторов, как было прежде. Речь оратора – это устное (и визуальное) выступление одного перед группой. Беседа же, в большинстве случаев является идеальной формой общения, так как позволяет участникам с различными взглядами услышать друг друга. Наше время породило новое направление креатива, и мы придумали термин для него: «Популистский» креатив.

 

«Популистский» креатив разрушает привычные коды рекламы и делает бренды частью глобальной культуры. Лучшим примером этой еще новой школы креатива является ролик «The Force» бренда Volkswagen. В нем автомобилем управляет отец семьи, а демонстрируемая возможность дистанционного зажигания является общим местом для машин этой категории. Но, несмотря на кажущуюся простоту, ролик попал во внутренний круг доверия.

 

 

«The Force» Volkswagen.

Реклама стала частью поп-культуры. Star Wars является одним из немногих культурных феноменов, известных почти во всем мире. И это помогло придать бренду Volkswagen нечто новое и однозначно привлекательное. Успех был необыкновенный. Еще до трансляции по ТВ, «Сила» собрала более 13 миллионов просмотров на YouTube (сейчас более 50 миллионов), стала самой популярной рекламой кубка Super Bowl и была упомянута в 2800 твитах. После кубка и выхода ролика на телевидении, VW стал брендом #2 по уровню обсуждаемости в СМИ, “Ролик с Дартом  Вейдером”  попал в топ поисковиков и занял 4-ю строчку самых популярных запросов Google. Спустя три недели, у ролика было более 32 миллионов просмотров, более 24 000 комментариев, 86 размещенных копий и 73 400 упоминаний в Twitter.

Творчество всегда было силой, объединяющей людей; силой, меняющей людей к лучшему; силой делать хорошие вещи.

Да пребудет с вами Сила.

 

Антониас Кохелиас

Переведена Полина Степанова

Агентство креативной рекламы TAG.CREATIVE

Тел: +7 (499) 347-41-86

Share

Related Post

Создание креативной рекламной концепции Brain Drai...
Энциклопедия рекламы Tag.Creative. Часть 1. “...
Шесть вопросов, которые помогут понять хороша ли р...
Создавай не рекламу, создавай миры! Рекламное аген...
Posted in: Uncategorized Tagged: Интересное, работы, Статьи

Copyright © 2025 TAG.CREATIVE BLOG.